Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).
В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»
записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены
сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и
здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их
официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения,
санитарии. Муниципальные общедоступные библиотеки, в соответствии с положениями
ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 71, ст. 74), в целях формирования
экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе,
рационального использования природных ресурсов, профессиональной подготовки
специалистов в области охраны окружающей среды:
1. осуществляют информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности;
2. распространяют экологические знания в рамках системы всеобщего и комплексного экологического образования, что включает:
- разработку и проведение образовательных программ и циклов по экологии;
- организацию и проведение экологических и природоохранных акций;
- воспитание экологической культуры;
- эколого-краеведческую работу;
- формирование экологической культуры
- методическую поддержку работы библиотек по экологическому просвещению.
- 16 ноября - День отказа от курения (третий четверг ноября).
О введении административной ответственности за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения
С 01.01.2019 года Кодекс об административных правонарушениях дополнен новой нормой – статьёй 8.47 КоАП РФ. Нововведения касаются правоотношений, связанных с охраной окружающей среды. Осуществление хозяйственной или иной деятельности, которая будет оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую среду в отсутствие установленного законом разрешения, если наличие такого разрешения является обязательным, повлечет за собой наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тысяч рублей до 10 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей.
Производственный экологический контроль
С 1 января 2019 года хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах I, II и III категории негативного воздействия на окружающую среду, должны осуществлять на таких объектах производственный экологический контроль (ПЭК).
Программа производственного экологического контроля должна содержать сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах);
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Отчет предоставляется в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга или в Департамент Росприроднадзора по СЗФО, в зависимости от уровня экологического контроля предприятия. Подробные требования по ПЭК отражены в приказах Минприроды России № 261 от 14.06.2018 и № 522 от 16.10.2018.
В случае нарушения перечисленных требований законодательства и непредставления отчета до 25 марта 2019 года, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ (Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов) и ст. 8.5 КоАП РФ (Сокрытие или искажение экологической информации).
Информация об экологических сайтах.
Ecocom — все об экологии
FacePla.net — экологический дайджест позитивной информации об экологии и технологии
Saveplanet.su – «Сохраним планету»
Всемирный фонд дикой природы (WWF)
Гринпис России
http://www.greenpeace.org/russia/ru/
Министерство природных ресурсов России
В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят:
Земельный кодекс РФ (ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.),
Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»,
Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.),
Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.),
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты субъектов РФ.
В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.
Уважаемые жители! Берегите природу и ее экологическое состояние!
Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружаю- щей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континен- тальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах:
Нормативно-правовые документы КБР по природным ресурсам и экологии